История написания текста ещё одной песни. Весной 2017-го года я получил от Миши Жаркова музыку красивой медленной баллады с приятным названием - "Царство зимы". Ничего кроме названия не было, мне самому предлагалось придумать, о чём будет песня. Но название к мелодии определённо шло. С детства и довольно долгое время зима была моим любимым временем года (ценить прелести остальных сезонов я научился позднее). Ну как же - снежки, горки, коньки, лепка снеговиков, хрустящие лужи, валяние в сугробах и многое другое возможно только зимой! А что холодно - так можно же одеться теплее, и будет не холодно. (Обратная проблема с жарой летом решается сложнее.) Новый год до сих пор для меня самый главный праздник - да и как может быть иначе? Это же финал всего календарного года. Короче, я обожаю зиму. Вспоминая сюжет сказки "Снежная королева", я всегда хотя бы отчасти понимал Кая: королева, конечно, могла бы быть и подобрее, но во дворце у неё реально классно! А Герда вроде хорошая, но на месте Кая я бы предпочёл, чтобы меня вызволяли не из зимы в лето, а наоборот. В песне я решил устранить эту несправедливость и вывернуть сказку наизнанку. А лучше не вывернуть, а просто написать свою сказку, где именно зимой наконец-то героям было бы хорошо. Расклад такой. Героиню окружает зима, и это хорошо; но недостаточно хорошо, потому что её возлюбленный где-то далеко, где лето. Она зовёт и ждёт его к себе, и тут у них в Царстве зимы всё будет совсем хорошо, потому что не всё же трагедию ломать, нужна счастливая сказка! Как романтичнее всего обратиться к возлюбленному, который на расстоянии? Написать ему письмо. Да не e-mail, на бумаге! Чтоб с ожиданием, с волнением, все дела. Я вспомнил прекрасную флеш-игру Flight. Она про полёт бумажного самолётика, который бросают с посланиями друг другу люди, живущие на разных концах земного шара. Цель игры - как раз не давать упасть самолётику, позволяя ему держаться в воздухе как можно дольше. В общем, что я рассказываю, лучше один раз сыграть. Игра маленькая совсем. Лирику этой игры я фактически разложил на 2 куплета песни. Очень внимательно вслушивался в мелодию вокальной партии и старался практически побуквенно подбирать нужные слова и фразы. "По ветру по миру" и "Кто-нибудь, не дай ему" - это то, что я услышал в нотах. Важнее было даже не столько соблюдать рифмы, но понимать, как мелодия совершает переходы вверх и вниз, и исходя из этого выстраивать гласные не только в концах строк, но и по всему тексту. В тексте есть нерифмованные строчки, но писать их было ничуть не легче, чем рифмованные, потому что требования звукописи в песнях в чём-то даже строже, чем просто в стихах. Вдобавок, образ бумажного самолётика - это выражение хрупкой надежды, а повторяющееся неопределённое обращение "кто-нибудь" только усиливает эту хрупкость на грани отчаяния. Строчки в песне очень короткие, поэтому я сразу понял, что повторю ту же фишку, что и в "300" - писать текст сквозь всю песню с неповторяющимися припевами. Чтобы весь смысл поместился. После первого куплета нужно было обозначить предысторию героев - им уже когда-то было хорошо вместе, и это было зимой. Теперь сразу понятно, чего хочет героиня. Что припевы нужно начинать с фразы "Царство зимы" - это я сразу догадался по ритму. А лучше - "в царстве". Чтоб говорить не напрямую о месте, а о том, каково в нём героям. В первом куплете нужно было поставить логическую точку в крике отчаяния героини - и срифмовать это с "зимы". Очевидно, что-то там "мы". Но "нас" у героини нет, есть только она одна пока что. Вот так максимально коротко местоимениями и выразим. Небывалая жара в середине лета 2017-го о-о-очень способствовала вдохновению. Да, песня "Царство зимы" написана летом. Примерно за 4 месяца, но именно в самый пик жары я даже специально ходил лишний раз прогуляться, чтобы возненавидеть эту чёртову жару так, как должна была героиня. Чтобы захотеть уничтожить эту злодейскую жару, уничтожить резко и решительно - но с любовью. Тут и придумалось слово "снежность". Для эффекта неожиданности 2-й припев рифмуется не по схеме aabba, как 1-й, а aabbb. И вьюги врываются не во что-то рифмующееся снова с "царством зимы", а в июнь, прямо вот туда. В последнем припеве я просто нарисовал зимней предновогодней красоты, которая для меня немыслима без пиротехники. Рано или поздно я войду в какую-нибудь книгу рекордов как поэт, наиболее часто пишущий о фейерверках. С Новым годом! В каком сезоне бы он ни случался. 156) Царство зимы (текст песни для группы Изумрудный Город) По ветру По миру Простой бумажный конверт В город твой летит. Кто-нибудь, Не дай ему Пропасть в высокой траве, Дай тебя найти. Прошлый январь Принадлежал Лишь нам двоим. Но твой календарь Не удержал День, что на тысячу зим Однажды. В Царстве зимы Фонари горят в бархате тьмы. Кому огни оставлены сиять? Здесь только я, Но не мы. По небу, Кто-нибудь, Пусти крылатый планёр, Мой конверт сложив. Гладь листа Тетрадного Тебя обратно вернёт – Снег ещё лежит… Если жара Плавит асфальт, Смог на душе – То значит пора Сбить эту фальшь, Плен золотых миражей Разрушить. В Царстве зимы Ты у лета тепла взял взаймы, Но я вдохну уют холодных вьюг, Снежность мою – В твой июнь. В ночном окне Фигуры двух теней. Ждёт звенящий наст – Нас! Мы встретимся В Царстве зимы. Фейерверки, цветные дымы. Я так хочу, чтоб краски этих дней Не таяли По весне. 16 сентября 2017 г. #chpizs_origins